Поэтическая вольность

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Поэтическая вольность (лат. licentia poetica) — право поэта в целях большей художественности «нарушать» как нормы общепринятого литературного языка, так и канонические формы развёртывания сюжета.

К поэтической вольности относятся, например: перенос ударения для сохранения ритма; изменение рода существительного; изменение реального исторического факта (смерть Жанны д’Арк на поле брани у Шиллера); изменение реального естественно-научного факта («львица с косматой гривой» у Лермонтова); нарушение трёх единствКорнеля) и т. п.

Учение о поэтической вольности, являющееся одним из важных элементов старой нормативной поэтики, возникает в результате неисторического подхода к произведениям с меркой чуждых им норм другой эпохи. Отсюда — неправильное истолкование архаизмов, то есть забытых после написания стихов форм языка (примерами чего для современного читателя были бы «рубёж» у Грибоедова, «вари́т» у Пушкина, «облак» у Тютчева), и сюжетосложения как намеренных отступлений поэта от известных ему правил (особенно характерны в этом отношении толкования античных классиков). В дальнейшем учение о поэтической вольности порождает намеренное отклонение поэта от языковых и сюжетных норм («всходит месяц обнаженный при лазоревой луне» — Брюсов) и т. д.

Примечания

[править | править код]

Литература

[править | править код]
  • Вольность поэтическая : [арх. 2 сентября 2022] / Гаспаров М. Л. // Великий князь — Восходящий узел орбиты [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 685. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 5). — ISBN 5-85270-334-6.
  • Вольность политическая // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 140. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как он был опубликован анонимно и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года.